ГЛАВНАЯ
аллея славы
газета "СТО ДОРОГ" НАШИ НОВОСТИ не НАШИ НОВОСТИ

Газета городского клуба туристов «Пенза»


 MPj04384920000[1]     СТО   ДОРОГ

                                                                               И у чёрта, и у Бога на особом на счету
                                                             Ты, российская дорога – семь загибов на версту!


Газета городского клуба туристов «Пенза»
№4(26)                                                            Апрель 2012г.

1Наши поздравления апрельским именинникам1
Авдониной Анастасии, Артёмову Юрию, Бочкарёву Сергею, Денисову Геннадию, Мищенковой Марине, Синяковой Ольге!


             1         Дискуссионный клуб. Есть мнение

Реквием – некролог Слёту памяти Стрита Голубцова
10 - 11 апреля 2009 года прошёл последний «Слет туристов памяти Стрита Вячеславовича Голубцова.»
Решением проводящих слёт организаций признано: далее  проводить этот Слёт нецелесообразно. Изменившиеся условия не позволяют на должном уровне обеспечить его безопасность. Энтузиазм и самодеятельность, на основе  которых проводился Слёт ранее, изжили себя. И меры, и возможности, которыми организаторы Слёта сейчас располагают, признаны ими недостаточными. Безопасность участников теперь за счёт  только этого (энтузиазма и самодеятельности) обеспечить невозможно.
Поскольку уже были негативные примеры – Государственной Думой принят закон об уголовной ответственности организаторов за всё, что плохого случится на таких массовых мероприятиях.
Говорят, закрыть его (Слёт) невозможно, - всё равно будут ходить. Действительно, запретить куда-то, кому-то ходить невозможно, да и нецелесообразно. Но запретить использовать для этого имя “Слёта туристов памяти  Стрита Вячеславовича Голубцова” ещё как можно! За многие годы существования (говоря современным языком) эти слова стали брендом.
И паразитирование на этом имени, использование этих слов в каких-то других целях в то время, когда Слёт уже не проводится, может быть чревато неприятностями.
Возникает вопрос, а что же было раньше, и что теперь изменилось? Чтобы на это ответить, нужно вспомнить, в каких условиях зародился Слёт, кому и чему он был посвящён. И почему ранее, при его популярности и многолюдности, никогда не возникали опасения за безопасность участников?
Для этого придется вспомнить историю его создания. Слёт – его назначение, его Основа, его Устав и Положение - детище Пензенского Клуба Туристов, при непосредственной помощи и участии профсоюза и руководства организации, в которой работал Стрит Голубцов. Со временем он превратился в  ежегодный и стал иметь хорошие традиции. Достаточно полная история его создания изложена в записках: «Стрит» Н.П.Вырыпаева (адрес в Интернете: POSURIE. NAROD.RU, и далее, русскими буквами имя автора записок).
Напомним, чем слёты отличаются от обычных сборищ. Они имеют Положение, Устав, определённую атрибутику, программу соревнований и конкурсов, определенные ритуалы открытия и закрытия слёта.
Могут некоторые завопить: опять детсад, опять идти только парами! Не парами, конечно, но эти организационные рамки  позволяют назвать слёт – слётом. Так делается во всём мире. Этим порядок отличается от анархии. В противном случае это - не слёт, а  сборище (сбор). Не в обидном смысле этого слова.
Для того, чтобы представить, на какую мощную организационную структуру опирались первые организаторы Слёта, нужно вспомнить, что представляло тогда туристское спортивное движение.
Туристское спортивное движение (Далее - туризм. Не путать “с курортно-пляжным туризмом!”), не было обделено вниманием правительства, профсоюзов и комсомола. Было принято много постановлений по  поводу его развития,  поскольку ясно понимали, какую большую роль может оно сыграть в воспитании молодежи.
1
Поляна Кривых сосен – место проведения Слёта памяти Стрита
Напомним: туризм, как и альпинизм, имеют и оборонное значение. Опытные туристы и альпинисты даже в самой сложной полевой обстановке не растеряются. Они всегда готовы к преодолению неожиданных трудностей,    созданных природой или другими какими - либо обстоятельствами.
Ну, а что в это время было в Пензе? Был Клуб туристов, а на предприятиях, почти на каждом, секции туризма. В клубе было представлено много видов туризма: пешеходный; водный; горный туризм, велотуризм; лыжный туризм и др. В клубе существовала Маршрутно-квалификационная Комиссия (МКК). Перед МКК необходимо было защитить свой предполагаемый маршрут, получить маршрутную книжку и отчитаться  за прохождение маршрута и за финансовые траты, если маршрут субсидировался. Туристы постепенно подводились к сложным маршрутам, и новичка на них не пустят. Вот для чего нужна была МКК. Так накапливались  у новичков опыт и квалификация.
В структуре клуба был Контрольно–спасательный Отряд (КСО). В сезон он базировался в местах наиболее популярных маршрутов и мог либо помочь группе туристов, либо снять с маршрута из-за неподготовленности группы, отсутствия соответствующих документов или необходимого снаряжения. И можно было быть спокойным – “чайников” КСО на трудный маршрут не пустит, и трупов на маршруте постарается не допустить. Это в идеале. Но иногда обходили КСО, и тогда при неприятностях пеняйте на себя. Было много тренировочных баз – тренируйтесь, ребята,- не ленитесь. Тогда мы иногда негодовали. Уж очень, казалось нам, всё это было забюрократизировано.
1
Команда – призёр Первого слёта
А сейчас с тоской, ностальгией и сожалением вспоминаем эту утрату. Какую хорошую систему  воспитания молодёжи мы тогда имели и что потеряли! Государство бросило почти всю нашу молодёжь на произвол судьбы. Образовался вакуум в воспитании молодёжи. А свято место пусто не бывает! Придут далеко, далеко не лучшие. Откуда им взяться хорошо подготовленным – ведь ими же никто не занимается!
Природа - а настоящий туризм это общение с ней - не понимает ребят, выросших на асфальте. Жалко нам их, не знающих радости борьбы собственными силами со стихией, радости победы над ней.
А теперь о Слёте. Особенностью проведения его многие годы было участие в нем туристов  коллективами и командами. Секции туризма на предприятиях были, по существу, хорошо схоженными коллективами. Вот из своих составов они (секции) и готовили  команды. Выход на Слёт рассматривался ими, как начало сезона и возможность тренировки в межсезонье. Все коллективы и команды стремились попасть на Слёт своими силами: пешком, на лыжах, на велосипедах и др. И это не потому, что не было машин  и автобусов. Вот, например, Геннадий Григорьевич Горбун в своем Ахунском интернате, для своих 20-40 ребятишек, с которыми он занимался, мог организовать автобус. Но возможность начать тренировки и романтика похода по весеннему лесу у ребятишек брали верх.
Так начинали  сезон многие. Легендарным, например, стал поход команды «Союз»» г. Заречного. Они прошли 100 км и посвятили этот пеший поход Слёту. Поскольку на него (на Слёт) участники приходили коллективами, секциями и  командами, Слёт хорошо управлялся. Все недоразумения и неизбежные шероховатости тушились внутри них. И постепенно складывалась этика поведения участников на Слёте.
Рассказывает один из  участников Слета.
            «Я был свидетелем ухода с него одной группы. Приведу слова её руководителя - опытного туриста и парашютиста: “Ребята, уходим. Собираем рюкзаки”,- через некоторое время,- “Построить рюкзаки, дежурным их пересчитать”, - и затем:,- “Дежурным осмотреть место и привести его и кострище в порядок, залить костёр”. Когда суета с приведением места в порядок закончилась - “Ребята, запрягаемся”.  Надели рюкзаки. “Направляющий – такой-то, замыкающий – такой-то. Пошли.”
          Руководитель приотстал, и я говорю ему: “Володя, зачем такое солдафонство?” - “А что же делать мне с новичками, они же ещё не знают, что природа не понимает шуток, она всегда серьезна!  А этот алгоритм ухода гарантирует мне, что место, с которого уходим, будет в порядке, что никого не оставим и ничего не забудем”.
          Оставим на его совести увлечение командной этикой. Но он продемонстрировал то, что является обязательным ритуалом ухода с бивуака опытных туристов».
А о последнем случае с возмущением рассказывает один из организаторов Слёта:
“Слёт окончился. Все уже разошлись. По старой туристской привычке решил обойти лагерь и убедиться, что ничего нами не забыто и не оставлено в беспорядке. Должен напомнить. Слёт ведь проходит в межсезонье - лежит ещё местами снег, и могут пойти и снег и  дождь, ударить мороз. Не каждому “чайнику” такой погодный переплёт по плечу. Обхожу поляну. И вижу: лежит на снегу совершенно пьяный, до невменяемости, горе-участник Слёта. И никого вокруг уже нет. Если бы я изменил своей туристской привычке и не обошёл на прощание место – был бы труп. Как это понимать?  Никакой он не спортсмен, и никакой он не турист. И я не хочу нести ответственность за  подобных.  Не знаю, как их и назвать».
Попробуем найти название этим горе–участникам Слёта, как о себе они понимают. Этим так называемым туристам нужно место, на котором много народу, и есть возможность пьяного куража. На публике свою пьяную дурь только и показывать - в одиночестве ведь это неинтересно. Ну а потом, на плохом, неграмотном, разухабистом, мало похожем  на русский, языке выложить в Интернете: у скольких костров и сколько он выпил, и “испражниться” своими воспоминаниями об этом. Вот и всё.
Ну, какой же это турист? Он и на человека-то мало похож. Ну и какой же это слёт? И причем же здесь имя Стрита?
И вот ещё что. Таким напоминаем: если кроме пьяного куража у тебя больше нет никаких интересов – это первый сигнал: будет ещё один алкоголик.
Не хватит ли их нам? Эту дурь можно проявить и под другим, но не Слёта именем. И если, себе же во вред, вы не можете обойтись без этого, то оставьте в покое имя Стрита. Он достоин лучшего поминовения.
Ведь Слёт первоначально задумывался с другими - благородными целями. И мы не убиваем Слёт, а предупреждаем его смерть от алкогольной интоксикации. И вина за его вырождение в пьяную пирушку лежит на вас - любителях выпивки на природе.
Эти обстоятельства оттолкнули от этого сборища аксакалов - ветеранов туризма. В годовщину гибели Стрита они собираются вместе возле восстановленной его стоянки и родника его имени. Зимой кто-никто напишет на снегу имя Стрита – память о его надписях-напоминаниях, он на лыжне.
Мы не верим, что среди молодых нет здоровых и свободных от этих пьяных недугов Людей. Но где же они, почему молчат? Почему терпят они это надругательство над Слетом и памятью Стрита?
Мы надеемся, что они, наконец, проснутся, дадут достойный отпор посягательствам на благородные цели Слета. И тогда, возможно, Слет вновь возродится.
От организаций, проводящих Слёт: А.Лисицкий, А. Стульников.                                                      
                    От  оргкомитета 1- го Слёта: Председатель          Н. Вырыпаев.
                                    Член оргкомитета  А. Мордвинцев.
Послесловие к «Реквиему»
Послесловие к «Реквиему» вынуждено некоторыми обстоятельствами, которые от меня не зависят. Когда Слёт 2009 года его организаторы объявили последним, я лежал в больнице и, естественно, он прошёл мимо моего внимания. Выйдя из больницы, я поинтересовался, как он прошёл. Организаторы Слёта посетовали, что случаи, которые последнее время на нём происходят, не позволяют его проводить дальше, и они объявили о его полном закрытии.
Я поинтересовался, где об этом опубликовано? Нигде не было опубликовано! Ответ меня огорошил. Нигде!? Пришлось убеждать, что опубликовывать сообщение об этом нужно. Организаторы Слёта, объявившие о закрытии последнего Слёта только на самом Слёте, всё равно несут ответственность за всё, что случится под маркой Слёта, на месте его проведения. Убедил. А дальше: «назвался груздем - полезай в кузов». «Ты, – сказали ребята, – был организатором Первого Слёта. Ты и пиши об этом». И я написал «рыбу», согласовал со всеми заинтересованными лицами, связался с «Пензенской правдой» и через эту газету объявили об этом решении. Меня за активность в этом деле посчитали врагом всяческих слётов туристов. Моя совесть чиста: не неожиданно я принял участие в этом. Я об этом предупреждал раньше (читай об этом мою книжечку в Интернете «Стрит» 2006 г.).
Чтобы развеять разные домыслы об этом, расскажу о моей позиции. Слёты туристов нужно проводить обязательно, но старая форма Слёта в новых, изменившихся условиях должна быть изменена. Урок, как говорят, надо начинать с ходьбы. И малой кровью здесь не обойдёшься. Нужно проделать ту же работу, которую проделали организаторы Первого Слёта памяти Стрита, но в новых, изменившихся условиях: организовать оргкомитет Слёта, разработать новые документы и атрибутику Слёта, утвердить в спорткомитете и придать Слёту официальный статус. Тогда он будет в планах, и ему будет оказана всяческая помощь. А если пустить дело на самотёк – кроме шалмана, ничего не получится. И я как раз не против слётов, а против шалманов на анархистской основе, под видом слётов памяти Стрита.
Н. Вырыпаев.


1      Информация для любителей туризма
           и путешествий(анонс предстоящего похода)

ПЕНЗЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Согласовано:                                                          Утверждаю:
Начальник Главного Управления                           Председатель Пензенского областного отделения МЧС РФ по Пензенской области         ВОО «Русское географическое общество
_______________Козлов С. М.                                ________________Пантюшов И. В. 
«__»____________2012 г.                                       «__»__________2012 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
НАУЧНО-СПОРТИВНЫЙ СПЛАВ-ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ
 РЕКИ БОЛЬШОЙ ЧЕМБАР ОТ ИСТОКА ДО УСТЬЯ
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Научно-спортивный сплав-первопрохождение реки Большой Чембар от истока до устья проводится согласно «Стратегии развития Русского географического общества» по направлению «Историко-культурное и духовное наследие Пензенской области, как основа развития региона».
Экспедиция представляет собой водный поход в условиях весеннего половодья и посвящается 35-летию со дня гибели легендарного пензенского путешественника Стрита Вячеславовича Голубцова (1928 – 1977 гг.).
2. ЦЕЛЬ
Предварительное изучение долины реки Большой Чембар, комплексное описание водотока, заложение основ для дальнейших крупномасштабных исследований во благо развития внутреннего и въездного экспедиционного туризма.
3. ЗАДАЧИ
1. Первопрохождение реки Большой Чембар от истока до устья;
2. Описание по стрежню, тальвегу и фарватеру водного туристского маршрута первой категории сложности;
3. Потамологические, экологические, краеведческие исследования на местности, выявление русловых и прибрежных достопримечательностей;
4. Общение с местными жителями в формате выездной редакции.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОТОКА
Река Большой Чембар, левый приток реки Вороны, является самой длинной рекой, находящейся полностью в границах Пензенской области. Протекает по территории семи сельских поселений в двух муниципальных районах. На берегах реки или в их непосредственной близости находятся 35 населённых пунктов.
- 7 -
По данным Государственного водного реестра России относится к Донскому бассейновому округу (водохозяйственному участку реки Ворона, подбассейну реки Хопёр, бассейну реки Дон) и, в конечном счёте, принадлежит к системе Атлантического океана, в отличие от Волги и всех рек её бассейна, несущих свои воды в бессточное озеро.
Начинается в балке Липов овраг (Керенско-Чембарская возвышенность), к северо-востоку от деревни Бессоновка в Каменском районе. Заканчивается к северо-западу от поселка Светлый Путь в Белинском районе.
Имея длину 111 км и водосборную площадь 2010 км?, относится к средним рекам (водосборная площадь от 2 000 до 50 000 км?). Принимает не менее двадцати больших и малых притоков – рек и ручьёв. Падение реки составляет 65 метров, уклон 0.586 метра на километр.
5. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ
Наиболее раннее из известных упоминаний о реке Большой Чембар в исторических документах датируется октябрём 1571 года (более 440 лет назад).
Князь Михаил Иванович Воротынский (1510 – 1573 гг.) в первом полевом уставе (боярском приговоре) русских войск «О станичной и сторожевой службе» пишет: «...по Идовской дороге жече поля по Буртасу и по Вороне и по обе стороны Чингара и до Камышлея и по Камышлею от Казачьи дороги от верховья и до низу...».
Несмотря на то, что Большой Чембар является одной из самых известных пензенских рек, результаты её теоретического изучения и практического освоения на сегодняшний день оставляют желать лучшего.
Например, точное местонахождение истока Большого Чембара было определено только 9 июля 2011 года. Именно по этой причине река, пройденная и описанная неоднократно на разных участках, ни разу не имела прохождения и описания от истока до устья.
6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Место проведения. Река Большой Чембар, от истока до устья.
Расстояние. 111 км.
Время в пути. 27 апреля – 2 мая 2012 года. Всего 6 дней, в том числе 5 дней ходовых. При средней скорости движения около 3 км/час и 8-часовом «рабочем дне» дневные переходы должны составлять в среднем по 22 км.
Средства передвижения. Байдарка каркасно-надувная «Варзуга-2», байдарка каркасная «Таймень-2» и другие.
Снаряжение. Индивидуальное (спасательный жилет, коврик, спальный мешок, КЛМН и другое) и групповое (палатки, бивачные принадлежности и другое).
Лагерь. Полевой в местах запланированных стоянок на берегу реки Большой Чембар.
Питание. Продукты первой необходимости берутся с собой, далее их запасы пополняются в населённых пунктах по ходу движения.
7. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Пятница,                             Пятница, 27 апреля. Выезд из Пензы и прибытие на исток реки Большой Чембар (деревня Бессоновка, Каменский район) на автомобиле. Рекогносцировка местности, организация лагеря, сборка байдарок и другие приготовления.
Суббота, 28 апреля. Деревня Бессоновка – село Гавриловка.
Воскресенье, 29 апреля.    Село Гавриловка – село Свищевка.
Понедельник, 30 апреля.  Село Свищевка – село Верхние Поляны.
Вторник, 1 мая.                  Село Верхние Поляны – село Пушанино.
Среда, 2 мая. Село Пушанино – посёлок Светлый Путь. Выезд с устья реки Большой Чембар (посёлок Светлый Путь, Белинский район) и прибытие в Пензу на автомобиле.
8. СОСТАВ ГРУППЫ
            1. Пантюшов Игорь Владиславович, председатель Пензенского областного отделения ВОО «Русское географическое общество»;
2. Лапин Максим Владимирович, учёный секретарь Пензенского областного отделения ВОО «Русское географическое общество»;
3. Шилин Александр Александрович, руководитель Комиссии по экспедиционному туризму Пензенского областного отделения ВОО «Русское географическое общество», член правления ПРОО «Городской спортивно-туристский клуб путешественников «Пенза»;
            4. Жирнов Владислав Николаевич, корреспондент АНО «Редакция газеты «Наша Пенза»;
5. Горбун Геннадий Григорьевич, мастер спорта по пешеходному туризму, старший инструктор по туризму;
6. Мищенков Владимир Лаврентьевич, председатель ПРОО «Городской спортивно-туристский клуб путешественников «Пенза», кандидат в мастера спорта по пешеходному туризму, инструктор по туризму;
7. Столярова Наталья Вячеславовна, председатель Пензенской областной общественной организации «Штаб студенческих отрядов»;
8. Жиркин Дмитрий Евгеньевич, индивидуальный предприниматель.
9. ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЛОВЫЕ ПАРТНЁРЫ, ПРОВОДЯЩИЕ СПЛАВ
1. Пензенское областное отделение ВОО «Русское географическое общество»;
2. Пензенский областной фонд научно-технического развития;
3. АНО «Редакция газеты «Наша Пенза»;
4. ПРОО «Городской спортивно-туристский клуб путешественников «Пенза»;
5. Пензенская областная общественная организация «Штаб студенческих отрядов».
10. ФОРМА ОТЧЁТА
1. Научно-популярное издание;
2. Литературно-художественное издание;
3. Фотовидеоотчёт;
4. Информация для печатных и электронных СМИ;
5. Встречи с общественностью.
11. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Телефон: +7-927-095-31-45, e-mail: ashilin@rambler.ru
            Подготовил: Член Учёного совета Пензенского областного отделения ВОО «Русское географическое общество», ответственный за проведение экспедиции:
А. А. Шилин, 2012г.


1         Путешествие в прошлое     1

Ю.Белоглазов.
ДНЕВНИК БАЙДАРОЧНОГО ПОХОДА ПО РЕКАМ
ПОЛЯРНОГО УРАЛА 1967г.
(Начало в №№ 24, 25)
1
По ручью Пурган-Юган пробирался караван
– На что ловится?
– Наши на Пай-Ёр все ушли.
– Мы тоже собираемся.
– Счастливо!
Вскоре среди реки выросла сплошная гряда камней, кою рациональнее обнести. Мы высадились на берег…
Ксожалению, на этом записи в дневнике закончились.
Наш летописец увлёкся другим делом – сочинял стихи и по вечерам у костра пел нам свои песни.
Вот две из многих его песен:
Карельская
Слова и музыка Юрия Белоглазова
1. Карельских озёр с голубою водой
Мы исходили немало с тобой,
По Воньге-реке все пороги прошли
И домой налегке с рюкзаками пришли.
Припев:
А сосны шептали
Нам сказки-мечты,
Где-то осталась за вёрстами ты,
И белою ночью
В голубой тишине
Далёкой звездою
Ты снилась во сне.
2. Остались кострища на скалистых брегах,
Да чувство дороги в бродячих сердцах.
А в карельские ели, перекаты и пни
Влюбиться успели за недолгие дни.
Припев.
3. Последний порог волной прошумел,
Последнюю песню нам ветер пропел.
Байдарки собрали, притих наш отряд,
А губы шептали: «Вернёмся назад…»
Припев.
4. А сосны притихли и молча стоят,
Лишь волны седые одни говорят,
Да где-то далёко в родной стороне
Девчонка вздыхает, быть может, по мне.
Вспомним давние походы
Выпускникам ППИ 1966 г. посвящается
Слова и музыка Юрия Белоглазова
Вспомним давние походы,
Вспомним давние костры,
Пролетают наши годы,
Как осенние листы…
Разошлись по всем дорогам
Наши старые друзья,
Но походы по порогам
Позабыть никак нельзя.
Только сердце всё такое –
Тянет в дальние пути,
Мне не хочется покоя,
С троп туристских не сойти.
Разведём костёр таёжный,
Как в те давние года…
Будет нам всегда тревожно
В наших шумных городах.
Прошумит дождей немало
Над палаткою моей.
До последнего привала
Ещё много-много дней.
И ночами всё тревожат
Придорожные кусты,
С каждым годом всё дороже
Эти давние костры.
1
Вот такой улов!
Но адмирал тоже вёл записи, но уже без таких лирических отступлений, как в дневнике у Ю.Белоглазова.
Путевой отчёт руководителя похода Кручинина Геннадия
             19.07.1967 г.
Поезд 191 (почтово-багажный с прицепными вагонами) довёз нас до Москвы. От Москвы до ст. Сейда – поезд 80 (в 1410). Ехать на Воркуту через Москву дороже, чем на прямом поезде, на 1,5 руб.(общий вагон) и дольше примерно на сутки.
             20.07.1967 г.
Ехали и спали. Из Москвы есть прямые (прицепные) вагоны до ст. Лабытнанги, 2 спальных и 1 купейный. Многие туристы стараются попасть в них.
             21.07.1967 г.
Спали и немного ели.
             22.07.1967 г.
Ехали до 10.30. Пересадка на поезд Сейда - Лабытнанги. Станция Собь – несколько домиков и большой забор для снегозадержания, имеется отличная баня с парной, работает по субботам. Надо сказать, что здесь (ст. Собь) наиболее удобный подход к реке, так как выше или мелко, или болото. Здесь река 50-60 м. Вода исключительной прозрачности. Ночи белые и холодные (желательно иметь надувные матрасы). Рядом стояли геологи, размечали трассу под газопровод «Лабытнанги – Сейда», вдоль реки Собь.
            23.07.1967 г.
Поплыли вниз. Вода изумрудная. На любой глубине дно – каменистое, галечное. Температура воды около 10 С. Шли 7 часов. У посёлка Харп два порога. Пороги проходимые. Здесь же лагерь заключённых (отлично видно с реки). Кругом невысокие горы, покрытые мелкими хвойными деревьями (у подножья), мхом и лишайником. В долинах гор - небольшие снежники.
             24.07.1967 г.
Продолжаем спуск по Соби. Порогов больше нет, но перекаты встречаются. Река становится широкой и многоводной. Идти по ней легко, но медленно. Птиц не видно, рыба на ходу не ловится.
            25.07.1967 г.
Дошли до Хараматалоу, в её устье две протоки (выбрали правую). Байдарку ведём с помощью двух верёвок. Начали ловить рыбу. Хариус ловится везде и неограниченно (в поход по Харе можно планировать рыбу, как продукт). Птицы нет, изредка встречаются утки с утятами. Местность становится всё более гористой (горы подступают вплотную к воде), подъём увеличивается, часто попадаются большие пороги, но воды ещё много.
             26.07.1967 г.
Опять подъём по Харе. Берега хорошие, вести байдарку можно, но воды становится меньше. Рыбы много (хариус). Ловится на кораблик, удочку. Насадка – муха, блесна и т.д.
             27.07.1967 г.
Идём дальше, воды меньше, перекатов больше. Вода холодная, 80 С, но кое-кто пытался выкупаться. Кто до шеи, кто до колен (по собственному желанию). Без желания были мокрые «с ушами».
             28.07.1967 г.
Воды совсем мало, идти тяжелее, часто разгребаем русло руками, байдарки очень ободрали (даже сквозные дыры). Сегодня день рождения Тани.
             29.07.1967 г.
Прошли вверх по Харе за ручей Оник-Шор (около него нет тропы). Остановились за ручьём км за 1,5-2. Дальше идти невозможно. Река превращается в ручей. Остановились на правом берегу. Очень удобное место. Хариус всё ещё ловится.
             30.07.1967 г.
Днёвка. Клеим байдарки (после Хары). Вокруг много дров. Ягод нет.
1
Г.Кручинин, главный добытчик дичи
             31.07.1967 г.
Первый день волока. Тропа отличная, проходит по лесотундре, местами по болоту. Попадается морошка, голубика, но пока ягод мало. Прошли 6 км – 2 ходки по 45 мин. Получилось на двоих, на экипаж, четыре мешка: в 2-х упаковках - байдарка и 2 рюкзака. Движение по дороге челноком: проходишь ~1 км с рюкзаком, бросаешь его, возвращаешься и подтаскиваешь свою часть байдарки и так далее. Ночевали в зарослях полярной берёзки. Вода в 300-х м.
             1.08.1967 г.
Волок до озера Хойла-Ты. Толпа та же, растительность та же. Перед озером - большая поляна с морошкой и голубикой. Морошки наелись до отвала. Убита куропатка (их тут много). Озеро большое, но мелкое, рыба не ловится.
             2.08.1967 г.
У озера 4 объявления, что здесь начинается р. Пурман-Юган, и по ней можно сплавиться в р. Бурхойлу. Река Пурман-Юган вытекает из озера, ширина её 2-3 м, в верховье она – настоящий лабиринт, течение слабое, идти – одно удовольствие. Но средняя часть реки оказалась непроходимой, то есть, перепад воды большой, сплошные камни и водопады. Пришлось обносить 1 км, не разбирая байдарки.
               3.08.1967 г.
Прошли ещё с 1 км и спокойно пошли по лабиринту Пурман-Югана. Попадаются утки. Вошли в ручей Бурхойла (ширина до 50 м). Ручей очень бурный и порожистый, но плыть можно (желательно по одному в лодке). Разбили базовый лагерь в 1,5 км от реки Бурхойла. Отсюда начали поход в горы в надежде покорить высочайшую вершину Полярного Урала – Пай-Ёр.
              4.08.1967 г.
Начали поход на гору Пай-Ёр. Ручей Бурхойла перешли вброд, затем по плоскогорью до реки Бурхойла. Много попадается морошки и голубики. Идти приходится по зарослям полярной берёзки, которые местами выше колен, вдоль реки - кочкарник, по нему вообще идти нельзя, лучше идти по камням, но надо внимательно смотреть под ноги. Ночевали в предгорье, дрова несли с собой из базового лагеря. В горах дров нет совсем.
Дальше идёт краткое описание без дат.
Пай-Ёр не покорили, по ошибке зашли на соседнюю вершину, посмотрели с неё Пай-Ёр. На повторное восхождение времени не имели, но всё же получили массу впечатлений. Вернулись в лагерь.
1
А Пай-Ёр где-то там…
Далее по маршруту пошли по реке Танью. Протяжённость реки - около 60 км. Вода в реке очень прозрачная, голубая, порогов нет, но течение быстрое. Очень красивые берега. Ширина реки – 40-60 м. Рыбалка замечательная. Хорошо ловится рыба «на дорожку». Здесь Витя Володин поймал на спиннинг тайменя. Ближе к устью река расширяется, берега становятся низкими, течение замедляется.
Танью впадает в озеро Варчато. Озеро мелкое (до 2 м), богатое рыбой. Протяжённость (от реки Танью до реки Варчатовис) - 11 км, в ветряную погоду волна крутая, берега заболочены, стоянку найти трудно.
             Из озера пошли по реке Варчатовис. В переводе с ненецкого Варчатовис - «река, вытекающая из чистого озера». Протяжённость – около 13 км, ширина – 60 м, глубина – до 3 м. Есть несколько перекатов и шивер. Порогов нет. Очень красивые берега, поросшие хвойным и лиственным лесом. Хорошая рыбалка, ловится окунь и щука. Впадает Варчатовис в реку Войкар, быструю, широкую и полноводную. Есть несложный порог, много глубоких перекатов.
По Войкару дошли до Войкарского Сора. Это большое, но очень мелкое озеро, которое в засуху превращается в болото (сор). По нему шли около 25 км.
Вышли к посёлку Усть-Войкар, на левом берегу озера. Из посёлка ушли по Горной Оби. Идём вниз по Горной Оби. Вошли в протоку, ведущую к пос. Шурышкары. Это конечный пункт нашего маршрута.
Ждём попутный катер. На нём добираемся до Салехарда. Из Салехарда на пароме переправились через р.Обь на станцию Лабытнанги. А там поезд на Москву.
Весь поход, включая дорогу, продолжался 32 дня.

1       Люди в экстремальной ситуации     1

ГОРНЫЙ  ФИЛЬТР
Есть в мире сообщество людей, в которое трудно принимают; приняв, годами проверяют, а при ошибках исключают намертво. Речь пойдёт об экстремальном виде спорта, и поэтому в начале заголовка данного рассказа намечался быть таким: «Каста горных восходителей». Круто?! Однако, прочитав этот рассказ, делайте выводы. Речь пойдёт о горном туризме (альпинизме) Нем. «альпинизм» - горный туризм.
В Пензу ориентировочно в 1961-1962 гг. приехал из Ставрополя работать на велозавод Виталий Волынский, который имел 1-й разряд по альпинизму. В нашей туристской секции он тренировался на Воскресеновской церкви. В колокольне, напротив её входа, он совершил первопрохождение, за что этот маршрут получил название «Ход Волынского». Там же, в колокольне, слева, открыла серьёзный ход команда «Союз» из г.Заречный. Фамилии выясняю, прошу скалолазов 60-х годов помочь мне в этом деле. Попутно замечу, что первопрохождение на данной церкви на северной стене слева сделал Слава Арбузов; уголок справа от камина на восточной стене – Ульянкина Татьяна; на южной стене справа – Савина Ольга; по центру южной стены – Стреляная Лариса; по верху срезанного основания под купол прошёл Геннадий Шнырёв. Однако, мы отвлеклись.
Волынский получил в секции путёвку в альплагерь и по каким-то причинам опоздал к началу смены на 3-4 дня. Лагерь пуст – все ушли наверх, и нашему опоздавшему нужно ожидать 3-4 дня до возвращения участников. На пороге учебной части какой-то дядя спрашивает у «горького сироты»: «Имеешь ли право для восхождения на вершину «4б» категории трудности? Я собираю группу для выхода. Могу тебя взять». Волынский отвечает: «Имеется зимнее восхождение 4-й категории трудности. Документы в порядке» - «Есть ещё двое молодых ребят. С тобой нашу «четвёрку» выпустят на маршрут. Идёшь?» Дядя незнаком, ребят в глаза не видел, но Виталий решает: «Иду!» - «Хорошо, оформляю документы».
Оформились, собрались, совершили выход под вершину. Под вершиной встали на ночёвку. Утром, в темноте, начали ход. Рассветало, а в плотном тумане попали либо не на тот маршрут, либо шли рядом, либо вовсе попали на соседний гребень. И как оказалось после, вышли на более сложный участок. Волынский, имея ещё 1-й разряд по спортивной гимнастике, идёт первым в связке с организатором маршрута, молодые парни – следом во 2-й связке. На последнем участке пошли обледенелые скалы, чего не ожидалось. Куда идти? Вперёд! Надежда только на страховку.
Как рассказывал потом Виталий, в этом месте он капитально «созрел» и, теряя последние силы, стал смотреть, куда падать. Падать можно было далеко и долго. Вначале шли скалы, потом – ледопад, в котором едва ли потом найдут. Из последних сил, теряя сознание, наш Волынский всё-таки преодолел этот участок. Далее идти было много проще. Взошли на вершину, сменили записку, туман рассеялся, спуск был несложным.
Когда вернулись в лагерь, все альпинисты уже были в сборе. Переночевали. Утром произвели разбор благополучно закончившегося восхождения, в котором участвовал наш земляк. Маршрут вписан в альпинистские книжки. Выходит наш герой на крыльцо учебной части, там сидят и ждут его два молодых парня, входившие в эту «четвёрку» выхода. Между ними произошёл разговор примерно следующего содержания.
Разговор начал Волынский. – Восхождение утверждено, всё благополучно. Двигаемся дальше? – Не совсем так! – А в чём дело? – Ты на ледовом взлёте «созрел» основательно и улетел бы, сорвавшись! – Ребята, на последнем дыхании вылез! – Мы это видели. – Я уже смотрел, куда мне падать, но была надежда на страховку, хотя лететь по скалам до крюка и ещё столько – эта самая надежда была слабовата. – А страховки не было! – Это как же не было? – Напарник твой отстегнулся, и при падении после скал тебя бы в ледопаде вряд ли нашли. А если бы и нашли, то могли при могли при поиске потерять своих людей, потому что там сыплют камешки. – Отстегнулся?! – Вот именно, дальше мог быть только свободный полёт! – Да за такое дело морду бьют, что он сейчас и получит! – Не надо морду бить, мы уже всё сделали. – Что вы сделали? – О том, что слабак в критический момент отстегнулся, мы рассказали начальнику учебной части, выпускающему, начспасу; выяснили, из какого города он приехал, нашли ребят из этого города, даже ребят с его завода. Им тоже рассказали. Этого достаточно. Дело его – швах! На нём поставлен крест. – Что будем делать? – Только смотреть, что этого выйдет.
Остаётся описать полученный результат. Состав альплагеря опять выходит в высокогорную зону для восхождений, Волынского берут в группу. Лагерь остаётся пуст, а наш «бравый антигерой», до этого хваставшийся отменным маршрутом и собиравший было группу для следующего восхождения, остался один, как перст: на выход не взяли, новых восходителей не набрал. Вокруг него никого нет. Пусто, «мёртвая зона». Возвратились ребята с восхождения, а нашего горе-восходителя и след простыл. Пропал. Забыт. А всего-то – петлю с карабина сдёрнул! Не выругали его, но и не простили. Кто к тебе в связку пойдёт, если надеяться на тебя нельзя? Нет на тебя надежды – так иди и гуляй, свободный, как ветер! Крест на тебе поставлен двойной или тройной. Точка!
Заканчивая рассказ, повторюсь: войти в число восходителей трудно, вылететь можно в два счёта. Люди, повидавшие опасность, знают, какую цену иногда приходится платить за отсутствие дисциплины. Надёжность и подготовка – фундамент безопасного хода в горах. Люди горного туризма – каста.
Хорошей вам погоды!
                                                                                                           Евгений Сайков.


1                                     Походные анекдоты и байки                    1

              Сидит Ворона на дереве в полном альпинистском снаряжении. Вся в карабинах, кошках, с рюкзаком; в клюве, вестимо, сыр... Бежит мимо Лиса...
Л: — Ой, Ворона! Какие у тебя крутые карабинчики! Все блестят, переливаются!
В: — Умгум...
Л: — Ой, Ворона! Какие у тебя кошечки из нержавеечки!
В: — Умгум...
Л: — Ой, Ворона! Какой у тебя рюкзачок кожаный!
В: — Умгум...
Л: — Слышь, Ворона! Тут знающие люди говорят, что никакой ты не альпинист, а все прибамбасы для понта на себе таскаешь...
В: — Херня-я-я-я!
Сыр выпал и повис на страховке...

Холмс и Ватсон заночевали в палатке посреди поля. Ночью Холмс заметил, что Ватсон не спит:— Что, не спится?— Да я всё думаю о Вашем дедукционном методе... Вот, например, о чём может сказать это звёздное небо над нами? Наверное, завтра будет хорошая погода.— Лично мне, Ватсон, оно говорит о том, что у нас спёрли палатку!

Два уставших туриста вечером:- Эх! Сейчас бы к костерку! -Ага! Да чайку! - И в тёплый спальничек! - Да с девушкой! Оба, опомнившись:- Hо только, чтоб не приставала!

Разговор двух туристов: - Петрович, а ты чего дрова сидя колешь? - Да уже пробовал лёжа, не получилось!

Пьяный в дым Штирлиц валяется в луже. Вдруг рядом проходят люди в касках и с верёвками. - Спелеологи, — подумал Штирлиц. - Сам ты грязная подземная свинья! - подумали альпинисты.

Турист обращается к сидящему у сарая местному жителю: - Любезный, не подскажете ли, как мне побыстрее попасть вон на ту гору? Житель задумчиво посмотрел сначала на туриста, затем на гору и отвечает: - Хотите, я собак отвяжу?

Полезные туристские советы и туристские мудрости:
Укладываясь спать, выбирай под голову камень помягче.

Если за вкусным обедом ты услышал крик: «Камень!», помни: крик может оказаться ложным. Всегда помогай товарищу!

Вещь, отошедшая от хозяина на расстояние более 2-х метров, считается потерянной.

Непривязанная верёвочка — ничья верёвочка.

Желание пройти сложный участок обратно пропорционально времени, затраченному на осмотр последнего.

Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации.


Редактор выпуска и компьютерный дизайнер   Александр Митрофанов
       Телефоны:   (8412)55-26-17;   89273928462  
      Электронная почта:  bwm86@yandex.ru   bwm86@mail.ru 
      Тираж 50 экз.                             
     Газету можно приобрести в «Лавке странника»


29 августа 2012 года
Новый сезон. Добро пожаловать!


12 июня 2012 года
2-й этап V Кубка Пензенской области по спортивному туризму


15 апреля 2012 года
Газета "100 дорог" №26


12 апреля 2012 года
Форум

12 апреля 2012 года
Первенство города по спортивному туризму
(положение)

7 апреля 2012 года
V
Кубок Пензенской области (положение, приказ)


4 апреля 2012 года
Газета "100 дорог"


1 апреля 2012 года
Нам 4 года!


23 августа 2012 г. Пензенское областное отделение Русского географического общества – площадка для развития конструктивного диалога

12 апреля 2012 г.
Первенство города по спортивному туризму 


7 апреля 2012 г.
Первый этап V Кубка Пензенской области по спортивному туризму будет проведен 11-13 мая


Дизайн: Павел Скубашевский  ©  Творческая студия "НеПал" 2008-2012 Рейтинг@Mail.ru  
Hosted by uCoz